пятница, 7 апреля 2017 г.

Life under Hijab

Мировая общественность сделала реверанс в сторону мусульманского общества. Прилично на это повлиял Дональд Трамп, у которого оказались "особые" отношения с мусульманами (вдаваться в подробности не буду и копировать новостные ленты, которые об этом трубят с момента начала политической карьеры Трампа). Складывается впечатление, что новоиспеченный президент любит только себя и своего парикмахера. К остальным у него явная неприязнь: эмигранты, мусульмане, женщины - все это мистера Трампа изрядно раздражает, а, если еще и в одном человеке сочетается, то это прямо-таки красная тряпка для быка. Конечно, не новый американский президент стал причиной того, что к представителям ислама всегда были у американцев и европейцев "повышенные требования и враждебное отношение". Посмотрите фильм "Меня зовут Кхан", если не согласны со мной. 
Так вот мировая общественность определенно пытается загладить свое поведение и отношение по отношению к мусульманскому обществу. Только искренне ли это все? Или же осознание того, что тот рынок может дать куда больше прибыли? Особенно очевидно это в мире моды.


Когда я была в Иордании, то наш экскурсовод рассказывал, что, когда жительницы Саудовской Аравии приходят в магазин, то ради них его закрывают. Убытки магазин точно не терпит, так как под хиджабами этих дам - последние дизайнерские коллекции и останавливать себя, увидев понравившуюся вещь, они не намерены. Возможно ли, что весь остальной мир начинает понимать, кому действительно стоит уделять внимание и на каких клиентов ориентироваться? Это не пустые слова, так как "скромная мода" (мода для мусульманок) в 2014 году была оценена в 230 миллиардов долларов, а по прогнозам экспертов к 2020 году эти показатели могут достигнуть 327 миллиардов. Спрос, как говорится, рождает предложение. Все больше и больше мусульманок не то что не прячутся, а гордятся собой, своей жизнью, ценностями и показывают это аудитории. В последнее время я замечаю, что все чаще и чаще подписываюсь на профили мусульманских девушек в инстаграме, с удовольствием смотрю их видео на Youtube, а после визита в Иорданию даже сделала подборку одних из самых стильных, на мой взгляд, мусульманок. Кстати, не все они покрывают голову, но те, кто остаются верными традициям, умело сочетают и модные тенденции, не переходя границы приличия. 


К слову о хиджабах. Говорить о коллекции абай и хиджабов от Dolce & Gabbana я не хочу. Эта новость уже не новость. Да и другие бренды тоже не забыли проявить fashion-политкорректность. А вот упомянуть о том, что Nike разработал форму для мусульманских спортсменок стоит, так как уверена, что для большинства в их воображении женщины, исповедующие ислам, сидят дома с 7-ю детьми, ждут возвращения мужа от трех первых жен и перебирают подаренное ей золото. 


Но как же мы ошибаемся, когда в нашей голове всплывают именно такие картины. Мы так думаем, руководствуясь устаревшими стереотипами, мнением о странах, в которых никогда не бывали и отношением к людям, с которыми никогда не общались. Я же предлагаю вернуться все к тому же Nike. То ли бренд действительно так проникся мусульманками, то ли они понимают коммерческий успех своего замысла, учитывая цифры, которые я привела выше. Так, пару месяцев назад в рамках рекламной кампании бренда вышло мотивационное видео о восточных женщинах, которые задействованы в необычных для ислама сферах. Цель данной работы - поменять взгляды на женщин и разрушить стену, где каждый кирпичик - это стереотип, домысел и ошибочное мнение. Тренер по паркуру, певица, боксерша, скейтерша, фехтовальщица рассказывают о борьбе не столько с окружающими, сколько с самими собой на пути к целям и желанию заниматься тем, что им действительно по душе, о критике, которую им доводилось слышать в свой адрес и запрете по отношению к самим себе быть счастливыми и реализоваться. Видео, конечно, же мотивационное, так как затрагивает эти вопросы, но опять же, насколько это, если можно применить к бренду, искренне или же коммерция и не более того и активное задабривание другой культуры, которое напоминает уже не реверанс, а прогиб? Почему именно сейчас? Почему столько лет мусульманские женщины оставались в стороне? Почему им не уделяли внимание? Не было таких массовых кампаний, бренды, если и создавали коллекции, то об этом не писали так активно буквально везде. 

 

К слову, не все поддерживают эту истерию вокруг политкорректности и гуманности. Партнер Ива Сен-Лорана по бизнесу Пьер Берже в своем интервью на радио Europe 1 заявил, что те, кто принимает правила игры мусульманок, попросту порабощают женщин: "Почти 40 лет я работал с Ивом и верил, что дизайнер должен делать женщин красивыми и давать им свободу, а не вставать на сторону насильственной диктатуры, этого отвратительного способа прятать женщин. То, что женщин заставляют одеваться так, не значит, что вы должны поддерживать этот путь. Наоборот, надо учить их раздеваться, бунтовать, жить так, как живут сегодняшние женщины в мире. Это все только для того, чтобы заработать побольше денег и не  имеет ничего общего с толерантностью». 


Я разделяю мнение Берже в том, что это мало имеет отношения к толерантности, а вот к прибыли - вполне. Вот только первые фразы мужчины излишне резки и я бы повременила с фразой "научить их раздеваться", если людям комфортно так, как они живут. В этом суть их религии, культуры и взглядов на жизнь. И если уж на то пошло, то это услада наблюдать за их стилем и макияжем, который далек от всего, что делает и пропагандирует семейство Кардашьян и частенько может бесить. 
И если раньше все вокруг именовали себя "fahionista", то сегодня в сети гуляет такое понятие как "хиджабиста". Да-да, это модница в хиджабе. И вот вы сами не успеваете оглянуться, как американский Glamour записывает видео о мусульманке-блогере Дине Токио, которая учит вас повязывать платок, как у L'Oreal выходит ролик о представительнице ислама, как NET-A-PORTER создает серию fashion-роликов с популярным блоггером из Кувейта Аскией, как на показе бренда Yeezy Канье Уэста на Неделе моды на подиум в хиджабе и шубе выходит сомалийская модель Халима Аден. А потом вы пытаетесь отойти от всего этого и видите новость, что выходит первый выпуск Vogue Arabia, который возглавляет жена саудовского принца Султана ибн Фахда ибн Нассера ибн Абдул-Азиза Аль Сауда. 


В 2014 и 2015 году ее включали в BoF 500 - список 500 людей, которые формируют индустрию мировой моды по версии The Business of Fashion. Дина настоящий провокатор и бунтарка мира ислама. Она не покрывает голову, ходит с короткой стрижкой, занимается бизнесом, переносит все модные тренды в повседневную жизнь. Верится с трудом, учитывая тот факт, что в Саудовской Аравии лишь в 2013 году впервые появилась женщина-адвокат и представительницы слабого пола смогли получить право обучаться по этой специальности. Также именно 3 года назад женщины в этой стране получили разрешение кататься на велосипеде. Правда, в специально отведенных местах, в специальной одежде и в сопровождении мужчин-родственников. Именно поэтому то, что творит и как выглядит Дина кажется просто невероятным! Но имеем то, что имеем и это должно, как мне кажется, вдохновлять. 
Но вернемся к арабскому Vogue и к его обложкес Джиджи Хадид, которая, конечно, очень красивая, но вызвавшая немало разговоров. Хадид, у которой есть палестинские корни, появилась в расшитом стразами платке. Сразу же в сети посыпались осуждающие и негативные комментарии, суть которых в том, что Хадид недостаточно мусульманка для этой обложки и что можно было бы взять арабскую модель, тогда как Абдулазиз заявила, что именно Джиджи является "лицом поколения будущего".


Насколько же мусульманки являются такими, какими мы себе их представляем? Не общительные? Не уверенные? Закомплексованные? Вовсе нет. Это женщины, которые гордятся тем, кем они являются, у которых есть дети и мужья (к слову, разводов в мусульманских странах почти нет), они следят за собой, за модными тенденциями, учатся и работают, путешествуют пока большинство из нас считает, что эти люди каждое утро садятся на верблюдов и по пустыне едут за водой. Если вы думаете о том, что эти страны закрыты и полны запретов, то съездите в свой медовый месяц или отпуск в Северную Корею. Разрыв шаблона вам гарантирован. 
Я не хочу быть голословной и именно поэтому ниже вы можете прочитать мое интервью с Иман, девушкой, которую я встретила летом в Иордании и с которой подружилась и общаюсь до сих пор. Красивая, умная, воспитанная, жена и мама 3-х очаровательных деток рассказала мне о себе, о стереотипах о мусульманках, о моде и уходе за собой.



О себе:
Меня зовут Иман Хорани. Я адвокат по криминальным делам. Мне 36 лет и у меня трое детей. Живу в Иордании. Моя работа хотя и занимает много времени, но я всегда нахожу время для семьи. Отдыхаю активно поездки путешествия. Так же посвящаю время навещая братьев и сестер, а их у меня, кстати, 8!

О своих секретах красоты:
Никакого секрета красоты нет. Здоровый образ жизни. Здоровый и крепкий сон. И главное во всем находить позитив. Это, наверное, самый главный секрет.

О любимых косметических брендах:
Никаких особых и любимых косметических брендов нет. Но косметика должна быть обязательно качественной. К примеру последний год пользуюсь Vichy и Chanel.

Мусульманкам приходится, как по мне, несколько труднее. Вот мы можем распустить волосы, сделать разные прически, выбрать любой цвет волос, надеть любую одежду и продемонстрировать это окружающим (конечно, некоторые с этим перегибают). Вы же можете сделать все это, но только для своего мужа. Как вы подчеркиваете свою красоту, когда оказываетесь на людях?
То, что у восточных женщин скрыты тело и волосы от посторонних глаз – нормально. Мне кажется, что все к этому привыкли. Поэтому женщины стараются подчеркивать те немногие вещи, которые могут. Мы все также можем подчеркнуть прелести фигуры, выбирая тот или иной наряд, но только он будет скромным, без декольте, вырезов и точно не мини. Но никто не исключает тот факт, что с помощью одежды, красивых тканей, цветов и дизайна мы можем подчеркнуть свою красоту и индивидуальность. Н и, конечно, лицо. Да, волосы мы прячем от посторонних глаз, но подчеркнуть глаза и губы всегда можно.




Вы, попав в Иорданию, поймете, что закрытый внешний вид женщин – это не только вопрос веры и религии. В +45 +50 на улице вам не помешает такой наряд, который защитит вашу кожу и волос от излучения и ожогов. Но руки и лицо все же страдают. Как же спасти их?
Из-за того что солнца в нашей стране очень много, ценится здесь светлая кожа. Чем светлее, тем лучше! Конечно, в таких условиях трудно этого добиться. Я, например, пользуюсь кремом против загара Vichy с SPF защитой 50. Другие же предпочитают даже степень 80!


Когда спрашивают женщин об их иконах стиля и красоты многие называют Мэрилин Монро, Брижит Бордо, Элизабет Тейлор, Одри Хэпберн, Монику Белуччи и прочих. Мне интересно, а кого называют мусульманские женщины? И отличаются ли эти эталоны красоты для мусульманских женщин, так как это было бы вполне нормально?
Конечно, перечисленные выше женщины и для нас являются эталоном, мы считаем их красивыми, элегантными и иконами стиля на все времена. Мы не закрыты от других народов и культур. Но не буду скрывать, что у нас есть и свои примеры женской красоты и элегантности, которые соответствует восточной культуре. 

Так, например, Хайфа Вахби (Haifa Wehbe) - ливанская актриса и певица

 

 

 



Вафаа Элькилани (Wafaa Elkilani) – египетская телеведущая

 

 


Нэнси Аджрам (Nancy Ajram) – ливанская поп-исполнительница

 

 

 

О жизни под давлением:
В зависимости от страны в Иордании женщина живет под таким же давлением как и европейская женщина. Те же проблемы разводы, работа, карьера дети... А то, что думают о нас это стереотипы. Конечно есть еще страны, в которых права женщин не достаточно защищены, но там они компенсируются другими вещами

О самоидентификации:
Мусульманки современные женщины мы оцениваем себя в современном мире очень высоко. Поскольку защищены от безумной конкуренции.

О стереотипах:
Я не знаю, почему люди так любопытны и почему у них сильны стереотипы о ближнем Востоке. Мы современны и движемся в форваторе мировых трендов. И жаль, что многие об этом не задумываются и ориентируются на информацию, которая уже утратила свою актуальность и совершенно не соответствует действительности. Нас почему то представляют неграмотными забитыми бесправными дурочками у которых по 10 детей а у мужчин по 4 жены )) Но конечно это не так ))



О моде:
Мы следим за модой и наши дизайнеры адаптирую все современные тренды в соответствии с нашими тралициями

Об уверенности мусульманских женщин в себе
Мы не считаем себя угнетенными и лишенными чего-то. Мы гордимся своей особенностью и считаем, что это наша отличие а не проклятие ))) более того наше отношение к "одетости" не совсем такое как у европейских женщин. Нас слишком ценят за целомудрие и напротив распущенность вызывает отвращение и социальную изоляцию.



Всем этим текстом я не хотела изменить ваше мнение. Я хотела просто, чтобы вы были свободнее во взглядах, чтобы были более толерантными, понимающими, не жили стереотипами если не знаете чего-то, а старались восполнить пробелы в знаниях, с уважением относились не к чужим, а просто к другим культурам и людям. Они не чужие. Они другие. Жизнь в бикини, вечернем платье, хиджабе и даже водолазном костюме не несчастна и плоха, если ты любишь жизнь и себя. И главное правило, которым я стараюсь руководствоваться и вам советую: "Любовь не имеет религии, а Бог - национальности".




фото: Александр Пилюгин, личный архив Иман Хорани