воскресенье, 10 февраля 2019 г.

GIRL POWER. Даша Андреева - укротительница Instagram

Быть владелицей собственного бизнеса - агентства по продвижению в соцсетях wishdo, женой человека, который разделяет все твои планы и идеи, много путешествовать, интересно писать обо всем, что окружает, любит семью и друзей, а еще вдохновлять. Такой я вижу Дашу Андрееву. С Дашей мы землячки (обе из Запорожья). Еще и один и тот же университет и факультет закончили. Только Даша на курс младше. И знаете что? Этот факт особенно меня вдохновляет и подталкивает к тому, что надо идти за мечтой. Я рада, что наконец смогла пообщаться с Дашей. Она рассказала мне, с чего начать, если хочешь работать в SMM в 2019 году? Как это - работать со своим мужем и не ссориться дома из-за рабочих моментов? И почему сегодня не надо гнаться за многотысячной аудиторией, если хочешь нести гордо название блоггера и инфлюенсера?



wishdo периодически сравнивают с Setters. Как реагируешь?
Предсказуемо, но я не люблю такое сравнение и всячески его игнорирую :) Не похожи мы, совсем. Ни по структуре компании, ни по соцсетям, ни по проектам. Одно общее – занимаемся соцсетями. И то ребята делают не только SMM. А мы как раз в узкой нише – только SMM и ничего более. Сравнивать нас просто потому что обе компании делают SMM и рассказывают об этом в соцсетях, ну как-то странно :)

Каких блоггеров и SMM-специалистов ты читаешь в соцсетях?
Я очень люблю проект Follow me to Наташи и Мурада Османн. Люблю блогера и фотографа Настю Волкову. Посты о моде нравятся у Риты Мурадовой, а о питании у Софии Рожко. Красиво ведет свой аккаунт Таша, а пишет Лера Бородина. Люблю и читать, и смотреть дизайнера Лилит Саркисян, психолога Сашу Зинькову и нутрициолога Анастасию ГолобородькоЛюблю я Instagram и людей в нем. Если фильтровать свои подписки, можно окружить себя классными людьми.

Экспертов в SMM, маркетинге – читаю минимально. Действительно крутые эксперты редко делятся информацией в Instagram. А инфо-бизнесмены дают поверхностную информацию или не проверенную на практике.

И да, опережу твой вопрос: «Ну ты же делишься»? Я делилась в начале своего пути в рамках аккаунта, но основную информацию давала все равно в блоге.

Ты начинала в этой сфере, когда о ней было известно меньше, когда было меньше экспертов. Как мне кажется, было меньше тех, кто мог раздавать направо и налево советы, которые порой вообще не в тему. Сегодня, например, человек хочет уйти в SMM. С чего ему начать, куда бежать и надо ли?
Хехе, классный вопрос. 3-4 года назад зарекомендовать себя как эксперта было легче, потому что SMM набирал популярность в Украине, а специалистов было не так много. Я училась на практике: все, чем я делилась, прошло сквозь мои строчки и картинки в постах. Поэтому у меня получилось обрести свой бренд еще до волны SMM-гуру. Сейчас SMMщиком много. Тем более не очень классных. Но все равно брендов больше. Потому спрос пока есть :) С чего начать. Для начала, почитать про SMM. Что это? Точно ли подходит вам? 

Все эти мифы о том, что SMMщик мало работает, сидит под пальмой, пьет кокос и пишет постик – ну такое. Поэтому очень важно разобраться, точно ли вам нужен SMM, точно ли это ТВОЕ?

Дальше есть несколько дорог. Первая – обучение. Смотреть видео, вебинары, посещать курсы, тренинги, конференции. Читать статьи, книги. Набраться информации, чтобы дальше пустить в работу. Второй вариант – сразу в поле. Идти практиковаться: брать 1-2 проекта, работать за еду или бесплатно и набираться опыта. Параллельно изучая всю ту же литературу, посещая тренинги. Уже по ответу ты можешь догадаться, какой вариант выбрала бы я :) И практикам я всегда отдам преимущество перед теоретиками. Даже если прошли самый длинный и дорогой курс.



В какой момент ты  поняла, что на верном пути? 
Агентство родилось «под давлением» спроса. Я была фрилансером, вела 3 или 4 проекта, и поняла, что это предел. Я была хорошим SMMщиком, потому не могла брать много проектов, иначе страдало бы качество. Тогда, ради интереса, я решила найти стажера, которого учила бы (есть у меня тяга к преподаванию), а он бы помогал мне по проектам. Первая стажировка оказалась очень удачной и я встретила Катю, которая в агентстве работает уже 2 с хвостиком года. Точнее она появилась еще до агентства. И вот опыт работы в такой микро-команде показал мне, что это неплохой вариант вот так расширяться. Как-то до этого про агентство я не думала, а тут бах – и поняла: ну класс же идея! 

Десятки брендов стояли в очереди на продвижение ко мне, а на первую стажировку подалось 50+ человек.
В общем, я почувствовала путь.

Сколько сейчас с тобой человек работает и как вы выбираете новых людей? 
В офисе сейчас 8 человек со мной, а на удаленке – еще 10. С некоторыми из них мы работаем проектно, когда есть задача. С некоторыми – с полной загрузкой, просто без офиса, а в удаленном режиме. Ну то есть вместе уже 18 человек. Чаще всего сотрудников ищу и подбираю я. 



Пока сложно делегировать эту задачу. Мы делаем объявление в соцсетях, претенденты заполняют анкету. Я ее анализирую и раздаю тестовое. Проверяю, даю фидбек. Провожу собеседование. Потому тестовый день, иногда – тестовая неделя. И вооот, наш человек с нами :)
Найти человека – реально не так просто, как кажется. Да, много желающих, но найти СВОЕГО – непросто. Я ищу ЧЕЛОВЕКА, а не сотрудника. 
Чтобы у него были те же ценности и приоритеты, что и у нас. Чтобы он любил работать. Любил сложные задачи. И видел свое будущее в SMM (или фото, дизайне) и свое будущее с нами. Вот, кого я ищу.

С какими брендами сейчас работаешь? И есть ли у тебя бренд мечты?
Сейчас в агентстве больше 10 брендов. Много косметических – Pharmea, Palmers, Obagi, ЯКА, есть антисептики Manorm, Аптека TAS, детское питание Агуша, школа правильного питания theBODY school, развлекательный центр Блокбастер и другие.



Скажу честно, не приукрашивая: у меня нет конкретных брендов, с которыми я бы хотела работать :) Раньше такое было: о, вот бы работать с M.A.C или Gucci. Но потом я поняла, что просто каждый бренд интересен. Если за ним стоит классная команда, если сделан с душой и качественно. Поэтому люблю стоматологию также, как косметику или одежды. Но вот если говорить о направлении, мне было бы интересно поработать с гастрономической тематикой, путешествиям, книжным магазином или издательством. Просто сама это люблю, здорово было бы вести такой проект.

Ты сама устаешь от соцсетей? 
Устаю. От Facebook устала давно, поэтому появляюсь тут крайне редко. 
Все дошло до того, что я запускаю свою личку и иногда не могу разобрать ее по 3-4 дня. 
Просто устала от потока негативных постов в этой сети и не очень вежливых людей. От Instagram устаю гораздо меньше, но тоже, бывает, да. Эта соцсеть более светлая и добрая, особенно, если «почистить» свою ленту и подписываться реально на классных людей. Тогда не застрянешь в мире искусственных людей с псевдо-идеальной жизнью :)

Непозволительная роскошь для многих SMMщиков, на которую ты пошла - удалила свой первый профиль в инстаграме.  Не жалеешь? 
О да! Мне до сих пор приходят сообщения в духе: как ты решилась? И даже: как ты могла? Зачем? Что за позерство? В общем, некоторым людям сложно это понять. Сейчас я не жалею. Кроме того, что та страница давно уже не была такой живой, как мне хотелось, я чувствовала себя в западне. 
У меня была аудитория на 15 тысяч, которая подписалась на меня как на специалиста. И хотели видеть об этом контент. А я не хотела писать про SMM, не хотела давать советики и лайфхаки. Я хотела постить то, что хочу, и тогда, когда хочу.
Поэтому новая страница приносит мне сейчас удовольствие: 2000 людей, которые подписались на страницу, зная, что она будет личная – о Даше Андреевой, а не о SMM-специалисте Дашей Андреевой. Ну а весь полезный контент я унесла в аккаунт агентства wishdo, где могу продолжать писать советы, когда душа пожелает.


Ты часто говоришь, что являешься интровертом. Как тогда тебе быть в бизнесе, где без коммуникации никуда? 
Во мне сочетаются характеры родителей. Мама – экстраверт. Она всегда душа компании: веселая, активная, харизматичная. Когда говорит, ее можно слушать вечно.
Папа – интроверт. Он спокойный, говорит по делу и лаконично. Любит побыть один и глубоко погрузиться в мысли. Так вот я – это они. 


В душе я папа: хочу побыть одна, подумать, помолчать, а в бизнесе – мама: общаюсь, знакомлюсь, шучу и, как говорят, окутываю харизмой. Просто для баланса приходится балансировать. И после рабочего дня дома из меня сложновато выдавить долгий разговор.

Сегодня многие все еще считают, что количество подписчиков - это основа основ. Даже если комментариев и лайков под постами мало. Именно от тебя я услышала такое понятие как микро-инфлюенсер. Кто может считать себя таковыми? И почему они для брендов важнее, чем люди с многомиллионной аудиторией?
Микро-инфлюенсеры (или микро лидеры мнений) – это личности, которые имеют свою аудиторию в соцсетях, которая доверяет их мнению, прислушивается к ним. При этом эта аудитория относительно небольшая: от тысячи до 10 тысяч человек (диапазон может быть шире). Такие лидеры мнений еще не утомили своих подписчиков рекламой, потому что они ее вовсе не делают или делают минимально. Кстати, очень часто, микро-трендсеттеры даже не знают, что они трендсеттеры.


Представь себе: ты читаешь меня. У меня 2 тысячи подписчиков в Instagram и 8 тысяч в Facebook. Я – специалист в SMM, а еще люблю путешествовать и читать книги. И тут я рассказываю о новой книге, которая просто покорила мое сердце. Которую я перечитаю еще 100 раз и буду передавать потомкам. Захочешь ли ты, как минимум, о ней узнать больше? Если ты меня читаешь, доверяешь мне, знаешь меня как человека, скорее всего, да. А что если то же самое сделает девочка, у которой 100 тыс. подписчиков, которую ты нашла в какой-то подборке блогеров и тебя уже изрядно напрягают ее 30 сторис в день, из которых – половина реклама. Кому ты поверишь охотней? Вот в этом магия микро-инфлюенсеров.

Так что выгода бизнесу:
  • Охват небольшой, но живой и вовлеченной аудитории, которая доверяет лидеру мнений;
  • Относительно невысокие гонорары;
  • Человеческое отношение, серьезный подход к сотрудничеству.


Вот правда привлекать таких лидеров мнений нужно не по одному, а по несколько человек, чтобы охват был ощутим.

А к чему ты не была готова, когда начинала работать в SMM?
Что придется часто и долго доказывать, что ты делаешь хорошо. В духе: подождите, потерпите, мы вчера только согласовали стратегию, за день не могло быть +100500 подписчиков.

Какие ошибочные суждения людей, которые не разбираются в SMM, раздражают больше всего?
SMMщик может вообще не планировать свой день: встал, выпил кофеек, не снимаю пижамку, написал постик, и лежишь весь день на диване.
SMM = тексты и фото, и больше ничего.
У SMMщика нет коллег :) Грустная жизнь фрилансера.
SMM – вообще не профессия. Этим легко заниматься. Ведь каждый шарит в соцсетях.
У SMMщика есть «тайная кнопка», которая и помогат продвижению. А вовсе не очевидные знания, которые просто применяются на практике

Какие фразы тебя больше всего раздражают именно со стороны клиента? 
Вы посмотрели посты?
- Да, нам не понравилось.
- А что не понравилось?
- Не знаю… Ну как-то все не так. Доработайте.

Вот когда нет конкретики, вот это раздражает очень. Конструктив и детали – наше все.

Вы с мужем занимаетесь общим делом, у вас один бизнес. Не тяжело ли с человеком быть 24/7? Из-за чего можете поссориться? Не бывает ли такого, что вы за ужином дома говорите, все в порядке и тут ты говоришь: “Нет, вот надо было по-другому сделать в том проекте?” И какие советы дала бы парам, которые хотят вместе вести бизнес?
Мы проверили надежность нашего «бизнес-союза» еще в университете. Мы были одногруппниками и 24/7 времени проводили вместе: учеба, потом работа, потом отдых вместе. Тогда мы были журналистами и писали вместе расследования, работали в одних проектах и над одними задачами. Получалось. 


 

Когда жизнь развела по разные рабочие проекты, нам не хватало вот этого 24/7. Поэтому то, что мы все время вместе, не проблема. Я иногда весь день сижу напротив него в офисе, а вечером понимаю, что соскучилась страшно.
Что касается бизнеса с любимым человеком, все получится, если разделять обязанности. И желательно поровну. Потому что, если кто-то будет делать больше, могут быть споры и конфликты. А если разделить примерно пополам, да еще и четко утвердить зоны ответственности – будет класс.
У нас, например, Дима занимается таргетом + финансами, юридическими вопросами, частично клиентами. Я больше руковожу командой, занимаюсь стратегиями и коммуницирую с клиентами. Мы делим работу и не влезаем в задачи друг друга. И кстати, классный совет дала мне когда-то мама: когда приходишь после работы домой, ты переодеваешь: меняешь платье на удобные штаны и футболку, а ботинки – на уютные тапочки. Так и в отношениях: когда приходишь домой с работы, переставай быть бизнес-Дашей, становись женой-Дашей. Не говори о работе, не приноси негатив, переживания и проблемы в дом. Класс, скажи? Я вот прям визуально себе это представляю, когда  хочу поныть или покомандовать.

Как выглядит твой идеальный день, если не надо на работу и никому ничего писать?
Проснуться без будильника. Выпить кофе с рисовым молоком. Надеть классное платье, удобные кроссовки. Взять чемодан – и поехать в аэропорт, чтобы уже через несколько часов гулять по Парижу. Я очень люблю путешествовать и ощущаю от этого даже какую-то зависимости. И да, Париж – мой любимый город.